
Даже в домах, где никогда не держали комнатных растений, под Новый год обязательно появляется сразу целое дерево. Но вы когда-нибудь задумывались, откуда вообще взялась эта традиция — приносить домой елку? Мы задумались. И выяснили много интересного. Кстати необычные елки купить есть на сайте elka-pod-kluch.ru.
Вечнозеленые Сатурналии
Традиция украшать вечнозелеными ветвями растений (не только елок) дома и храмы возникла еще задолго до появления такого праздника, как Рождество.
В самый короткий световой день в году, или в день зимнего солнцестояния — с 21 на 22 декабря, — кельты собирали дубовые ветки, которые символизировали торжество жизни, и жгли костры. Примерно то же самое в декабре делали древние египтяне, которые считали, что до этого момента бог солнца Ра терял свои силы, а далее, с ростом продолжительности светового дня, он начнет пробуждаться ото сна. В честь этого люди несли домой пальмовые листы — символ торжества жизни над смертью.
Но больше всего Рождество или Новый год современному человеку напомнили бы римские Сатурналии, торжества в честь бога земледелия Сатурна, которые шли несколько дней подряд — с 17 декабря. В этот самый важный праздник Древнего Рима люди приносили в храмы ветви вечнозеленых деревьев и обменивались подарками.
Есть версия, что дата католического Рождества — 25 декабря — была специально привязана к одному из последних дней Сатурналий, чтобы первым обратившимся к христианству римлянам было легче адаптироваться к новому календарю.
Святой Бонифаций или Мартин Лютер?
Когда именно ель заинтересовала христиан, непонятно. Известно, что примерно тысячу лет назад, а то и чуть раньше, жители Северной Европы подвешивали ели вверх тормашками, но неясно зачем. Впрочем, есть гипотеза.
По одной из легенд, важным христианским деревом ель сделал святой Бонифаций (примерно 680–754), первый проповедник Германии. Путешествуя по Германии и Нидерландам, Бонифаций стремился обратить всех оставшихся язычников в католиков. Он знал, что в окрестностях деревни Гейсмар местные жители ежегодно собирались возле так называемого «Громового дуба» — рядом с ним они приносили в жертву богу Тору человека, чаще всего маленького ребенка. Святой Бонифаций вознамерился уничтожить и дуб, и язычество в Гейсмаре.
Прибыв на место как раз в момент жертвоприношения, Бонифаций схватил топор и срубил «Громовой дуб»
Ко всеобщему изумлению, из корней дуба выросла маленькая елочка, которая тут же превратилась в инструмент проповедника — указывая на нее, Бонифаций заявил: «Сегодня это маленькое деревце, лесное дитя, будет вашим священным деревом. Оно — знак вечной жизни с вечнозелеными листьями. Посмотрите, как указывает оно вверх, в небеса. Назовем его деревом младенца Христа: собирайтесь вокруг него не в диком лесу, но в своих домах, где оно укроет не кровавые промыслы, а дары любви и обряды доброты».